joomla

Психологическая систематизация видов спорта

Психологическая систематизация видов спорта

Соревновательная деятельность спортсменов является основным объектом исследований в психологии спорта и практического приложения психологических рекомендаций. Эффективность научных поисков в этой области, успешность интерпретации эмпирических данных и действенность практических рекомендаций в существенной мере зависят от степени систематизированности сведений об общих и специфических психологических особенностях соревновательной деятельности в различных видах спорта. Поэтому разработка достаточно универсальной, имеющей корректные основания психологической систематики видов спорта и соревновательных упражнений остается актуальной в научном и прикладном отношениях задачей (А. Пуни, М. Ванек, Б. Крэтти и др.). Только такая систематика может выявить цельную картину общности и различий психологического содержания соревновательной деятельности в различных видах спорта.

Разработка любой классификации или систематики предполагает, во-первых, определение ее целей, во-вторых, уточнение и, если необходимо, ограничение ее объектов, в-третьих, выбор и обоснование того признака (критерия), который будет положен в основу различения и объединения объектов.


Цель приводимой здесь систематики состояла в том, чтобы на основе установления общности и различий в некоторых заданных правилами условиях соревнований, определяющих главные психологические особенности соревновательной деятельности спортсменов (команд) в разных видах спорта, представить их в строго упорядоченной системе, отвечающей принципам и требованиям научной классификации и систематики.


При определении объектов систематики были взяты только те виды спорта, которые характеризуются активной двигательной деятельностью спортсменов с предельным проявлением физических и волевых качеств. Анализу не повергались виды спорта, связанные с управлением средствами передвижения, с модельно-конструкторской деятельностью, с абстрактно-логическим обыгрыванием противника, а также все виды стрельбы и различные многоборья. Все группы соревновательных упражнений были представлены в исходном перечне объектов систематики в максимально укрупненном виде. Так, например, в качестве единых объектов рассматривались все виды легкоатлетических прыжков, все виды ходьбы и бега на средние и длинные дистанции, все виды плавания независимо от дистанции и способа и т. д.


Наиболее сложным и ответственным всегда является выбор признака, по которому сравниваются, а затем и группируются изучаемые объекты. В качестве такого признака в приводимой систематике избрано взаимодействие спортсменов. Основанием для такого выбора явились следующие соображения. А. Н. Леонтьев пишет: «Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности —- среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром». Нетрудно догадаться, что спортивная, особенно соревновательная, деятельность протекает преимущественно именно в условиях «открытой», непосредственной коллективности. Все ее участники и творцы — спортсмены, тренеры, научные работники, спортивные руководители и организаторы, судьи, врачи, массажисты, специалисты, ответственные за материально-техническое и информационное обеспечение тренировочных занятий и соревнований, и другие — вступают между собой в определенное многоплановое взаимодействие. Психологические особенности этого взаимодействия являются одной из важнейших характеристик спортивной деятельности.


Как уже было отмечено, психологию спорта в первую очередь интересует соревновательная деятельность. По своей психологической сущности это не что иное, как сложное, многоаспектное, регламентированное правилами взаимодействие спортсменов и команд. Без этого взаимодействия (соперников или партнеров по команде) акт спортивного противоборства невозможен. Конкретные формы субъектно-объектных отношений или взаимодействий зависят от особенностей спортивной деятельности, определяющих в существенной мере психологическую специфику разных видов спорта, а отсюда и возможность их сравнения, объединения и систематизации. Предлагаемый вариант систематики соревновательных упражнений в качестве признака, как уже указывалось, имеет параметр взаимодействия спортсменов в процессе соревнований, который выступает в двух основных формах: с противником — в форме противоборства (соперничества) и с партнерами — в форме взаимодействия (сотрудничества). Это определяет две плоскости, два аспекта рассмотрения параметров взаимодействия спортсменов.


Первый аспект. Противоборство соперников или команд может иметь непосредственный характер или быть опосредствованным. При непосредственном противоборстве в качестве основного признака выступает одновременность их действии (взаимодействии), развертывающихся на одном «спортивном поле», т. е. имеет место пространственно-временное единство взаимодействия противоборствующих сторон.


При опосредствованном противоборстве соперники также, как правило, действуют на одном «спортивном поле», но разновременно, последовательно, поочередно. В принципе единство «спортивного поля» здесь может и не соблюдаться (например, в телевизионных матчах по акробатике, по прыжкам на батуте и др.).


Во всех случаях противоборства — будь то схватка боксеров на ринге или телевизионный матч по акробатике — между соперниками имеется психический контакт. Причем для опосредствованного противоборства он является единственной формой взаимодействия соперников в процессе соревновательной борьбы, так как физического контакта между ними нет.


При непосредственном противоборстве кроме психического контакта взаимодействие соперников проявляется в различных видах физического контакта. Для ряда спортивных игр (футбола, хоккея на льду, регби, гандбола, баскетбола, водного поло, хоккея на траве) и для всех единоборств (бокса, борьбы, фехтования) этот контакт может быть определен как жесткий, так как правилами соревнований предусмотрено применение различных приемов силового воздействия на противника (блокировки, остановок, оттеснения и т. д.), особенно в боксе, где главным оружием являются удары.


Физический контакт проявляется и в играх через сетку (волейболе, теннисе, бадминтоне), но он не носит жесткого характера, так как реализуется через мяч (волан). Поэтому в этих видах спорта контакт определяется просто как физический.


Третий вид физического контакта — условный (во всех видах бега, плавания, гонок на лыжах, бега на коньках, велосипедного спорта, гребли и др.). Условность заключается в том, что хотя спортсмены соревнуются одновременно и рядом (на параллельных дорожках, на одной лыжне, на одном треке и т. д.), каждый из них практически не может физически воздействовать на соперника, мешать ему, задерживать его. Однако борьба за опережение противника приближает противоборство в этих видах спорта по типу контакта к физическому. Это находит свое выражение в пространственно-временном взаимодействии соперников, когда в каждый момент соревнования спортсмен может оценить свое положение относительно соперников, принять тут же необходимые меры для реализации своего тактико-технического, функционального и волевого потенциала в соответствии со складывающейся обстановкой.


Второй аспект. В отличие от отношений противоборства, конфликтности, соперничества, характеризующих взаимодействие противников, взаимосодействие партнеров по команде состоит в объединении их усилий для достижения общей цели — спортивной победы. Взаимосодействие, или сотрудничество, в зависимости от вида спорта и предусмотренных правилами условий может протекать в различных формах.


Используя в модифицированном виде понятийный аппарат социальной психологии, относящийся к различным формам организации совместной деятельности людей (в частности, концепцию Л. И. Уманского'), необходимо прежде всего, выделить совместные взаимосвязанные действия партнеров (все виды спортивных игр, парные игры в теннисе, парное фигурное катание на коньках, парные и групповые упражнения в акробатике, командные упражнения в художественной гимнастике и др.). Основные признаки таких действий — их одновременное осуществление на одном поле, возможность партнёров определенным образом согласовывать их и помогать друг другу, объединять и взаимодополнять усилия, как для повышения эффективности действий, так и для противодействия команде противника.


В ряде видов спорта взаимосвязанность действий партнеров приобретает особое качество — синергизм, проявляющийся в строгой синхронизации движений и (в большинстве случаев) в прямом объединении и взаимодополнении усилий. Например, в гребле (кроме одиночек), гонках на тандемах, командной гонке преследования, синхронных прыжках на батуте и др. В этих спортивных упражнениях взаимодействие партнеров реализуется по типу совместных синергических действий.

Взаимодействие партнеров может протекать в форме совместно-последовательных действий, аналогом которых в трудовой деятельности является работа на конвейере. В спорте такое взаимодействие характерно для различных эстафет, совокупный результат в которых определяется степенью эффективности последовательных действий партнеров по команде.


В значительном числе видов спорта соревновательная деятельность носит индивидуальный характер. Спортсмены состязаются в них один на один (бокс, фехтование, одиночный разряд в теннисе, велосипедный спринт и др.), или одновременно с несколькими соперниками (гребля на судах-одиночках, плавание и бег и др.), или выступают поочередно (спортивная гимнастика, тяжелая атлетика, все виды прыжков и метаний, слалом и др.). Однако в большинстве случаев индивидуальные достижения официально или неофициально (как, например, на Олимпийских играх) суммируются в общий спортивный результат команды по данному виду спорта или даже по группе видов спорта. В таких случаях действия спортсменов правильнее определить как совместно-индивидуальные.


В итоге анализа по указанным признакам соревновательных упражнений и видов спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, все их множество удалось свести к 9 группам, различающимся особенностями взаимодействия спортсменов-соперников и партнеров.


При рассмотрении данной систематики необходимо иметь в виду, что в ней представлена наиболее общая, «укрупненная» группировка, вовсе не исключающая дальнейшей детализации, деления на подклассы и т. д. с учетом других признаков, характеризующих психологические особенности деятельности спортсменов в различных видах спорта. Однако и при такой относительно грубой систематизации и, несмотря на существенные различия биодинамических, биоэнергетических и иных характеристик соревновательных упражнений, включенных в каждую отдельную группу, деятельность спортсменов в них в психологическом отношении имеет важные общие черты. Это является в определенной мере подтверждением предположения об особой значимости характера взаимодействия противников и партнеров.


Так, например, для упражнений IX группы, несмотря на их разнообразие, характерно проявление спортсменами преимущественно «монофронтальной» (Ш. Надирашвили) психической активности, направленной на повышение продуктивности собственной деятельности. Поэтому независимо от того, идет ли речь о выступлении гимнаста, прыгуна на лыжах или тяжелоатлета, внутренняя психическая структура их соревновательной деятельности будет включать такие моменты, как максимальная концентрация внимания, специальная настройка непосредственно перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми элементами техники упражнений, умение противостоять сбивающим воздействиям и др.


В циклических видах спорта и соревновательных упражнениях, сущность которых состоит в опережении противников в процессе преодоления различных но протяженности дистанций (ходьба, легкоатлетический бег, гонки на лыжах, бег на коньках, индивидуальная гонка преследования и спринт в велосипедном спорте, плавание, гребля на судах-одиночках), доминирующей также является «монофронтальная» психическая активность спортсменов, направляемая на поддержание необходимой скорости передвижения, на контроль за собственной техникой, на регуляцию физических и волевых усилий в условиях нарастающего утомления и т. д.


Однако обстановка непосредственной борьбы, связанная с тем, что спортсмены соревнуются на одной или параллельных дорожках, на одной лыжне или треке, является мощным мобилизующим фактором и в то же время требует постоянного контроля за действиями противников, за изменениями соревновательной ситуации и соответствующим изменением своих действий. Таким образом, в этих видах соревновательной деятельности имеются элементы «бифронтальной» психической активности спортсменов.


Упражнения ациклические (парное фигурное катание, командные упражнения в художественной гимнастике) со многих точек зрения мало чем отличаются от соответствующих упражнений в их одиночном варианте. Однако при парном катании и при выполнении гимнастами групповых упражнений проявляется качество, определяемое непосредственной взаимосвязанностью действий партнеров. Психическая активность спортсменов приобретает в еще большей мере «бифронтальный» характер, так как они должны не только программировать и регулировать свои действия, но теснейшим образом согласовывать их во времени, в пространстве, по амплитуде, усилиям, выразительности и другим параметрам с действиями партнеров. Это определяет требования к структуре психических качеств спортсменов и соответственно к методам и приемам их формирования и совершенствования.


Наиболее отчетливо «бифронтальная» психическая активность проявляется в единоборствах, где спортсмены стремятся те только повысить эффективность своих действий, но одновременно блокировать, снижать результативность действий фотивника. Разумеется, это не единственный элемент психологической характеристики спортивных единоборств, протекающих в условиях непосредственного жесткого физического контакта между противниками. Вместе с тем планирование своих действий и предвосхищение действий противника, быстрые целесообразные ответные действия, объективная необходимость действовать агрессивно (в спортивном смысле) и локализовать агрессивность соперника и т. д. отражают общие закономерности «бифронтальной» активности соревновательной деятельности спортсменов-единоборцев.


В командных спортивных играх активность спортсменов приобретает еще более многообразный характер и включает: программирование, контроль и регуляцию собственных индивидуальных действий; реализацию группового взаимодействия в команде; блокирование, затруднение действий игроков и команды противника в целом. Эти моменты, а также возрастающее значение социально-психологических детерминант определяют специфические особенности психологического содержания и структуры соревновательной деятельности спортсменов в командных играх.


Предложенный вариант систематики спортивных упражнений и видов спорта не претендует на исчерпывающее и окончательное решение проблемы их классификации. Однако и в этом виде систематика может рассматриваться в качестве «базовой» и быть практически полезной при определении общей стратегии и конкретных направлений дальнейших исследований


Автор

Т. Т. Джамгаров


© Настольный теннис в Дубне. Новости. Статьи. Видео.